Какое реформирование СБУ НЕ нужно Украине?
Ситуация вокруг реформирования украинской спецслужбы в последнее время в фокусе внимания общественности, как отечественной так и западной.
Бесспорно, вызовы современности требуют существенных изменений в подходах в работе СБУ, в частности детализации полномочий Службы, оптимизации структуры и численности ее отдельных функциональных подразделений, максимально эффективных расходов бюджетных средств в рамках поставленных задач. Указаные основные направления реформирования Службы безопасности Украины воплощены в законопроекте «О Службе безопасности Украины», подготовленном отечественными и иностранными специалистами, прежде всего – ЕС и НАТО.
Однако, отдельные представители топ-политикума видят реформу Службы совсем иначе. В их выступлениях, которые мгновенно распространяют “независимые” СМИ распространяется мнение, что сегодня структурно и функционально СБУ выходит за пределы понятия класической спецслужбы, настаивая на необходимости отстранения Службы от обязанностей предупреждения и борьбы с коррупцией и организованной преступной деятельностью в сфере управления, экономики и обеспечение экономической безопасности государства.
При этом, доморощенные «эксперты» в области безопасности ссылаются именно на западный опыт функционирования эффективной спецслужбы. О чем же на самом деле свидетельствуют положительные примеры контрразведывательной деятельности спецслужб стран развитой западной демократии?
Для того, чтобы сразу отмести возможные обвинения в предвзятости, обратимся к опыту работы одного из самых эффективных контрразведывательных органов США – Федерального бюро расследований. В частности, в США именно на ФБР возложена задача по борьбе с коррупцией (особенно когда она угрожает государственным интересам) и организованной преступностью (в первую очередь по недопущению проникновения представителей ОПГ в органы власти – так называемая мафия). Это же касается и противодействия отмыванию “грязных” денег.
Наверное, за несколько столетий независимости США, американцы пришли к выводу, что организованная преступность (и связанная с этим коррупция и легализация денежных средств) – представляют угрозу в первую очередь государству как институции, и обычные полицейские подразделения с ней не могут справиться. Поэтому этим занимается именно американская контрразведка. И не только американская …
Вот неполный перечень стран, где спецслужбы осуществляют свои полномочия в сфере борьбы с коррупцией и оргпреступностью и обеспечения экономической безопасности страны:
- Агентство внутренней безопасности (АВБ) Польши;
- Полиция безопасности Латвийской Республики;
- Служба внутренней безопасности Эстонской Республики;
- Главное управление внутренней безопасности (ДЖСИ) Франции;
- Служба государственной безопасности Грузии;
- Федеральное ведомство по защите конституции и борьбе с терроризмом (БФТ) республики Австрия;
- Агентство внутренней разведки и безопасности (АИСИ) Италии;
- Служба государственной безопасности Бельгии;
- Словацкая информационная служба (СИС);
- Информационная служба безопасности (ИСБ) Чешской Республики;
- Румынская служба информации;
- Государственное агентство национальной безопасности Болгарии.
Как видим, для модернизации современной украинской спецслужбы европейского образца совсем не нужно забирать полномочия борьбы с коррупцией и обеспечения экономической безопасности. Тем более, что в украинских реалиях (признаем, что Украина только на этапе формирования устойчивой демократии) только СБУ сейчас находится в фарватере обеспечения экономической безопасности на объектах критической инфраструктуры, борьбы с организованной преступностью, политической коррупцией и связанными с ними легализацией средств , полученных преступным путем и имеет для этого необходимый опыт и наработки.
2 thoughts on “Какое реформирование СБУ НЕ нужно Украине?”